МДБОУ "ЦРР - детский сад №6" Краснодарский край Красноармейский район станица Полтавская

Родительское собрание «Особенности семейного воспитания»

Слайд – 1.

Итак, тема нашего собрания «Особенности семейного воспитания».

Слайд – 2.

Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка.

Задачи:

1. Познакомить родителей с типами воспитания, негативно влияющими на психику ребенка;

2. Побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье;

3. Развивать умения родителей видеть себя со стороны.

Слайд – 3.

Эпиграфом собрания послужат слова В. А. Сухомлинского «Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства».

- Уважаемые родители, когда я готовилась к сегодняшнему собранию, то мне вспомнилась притча о Путнике Вечности. Я хочу вам ее рассказать.

Притча.

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

- Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.

Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

- Не он. … И этот не он. … И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

Люди уставились на дорогу – где Путник?

Где-то запел жаворонок.

Где-то заржал жеребенок.

Где-то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

Пришли к мудрецу с жалобой:

- Где же обещанный Путник Вечности?

(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был)

- А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.

- Но это плачь новорожденного! – ответили люди.

- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребёнка – свою надежду.

Беседа с родителями

- Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

- Ведь именно ему жить в будущем.

- Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана) .

Каким вы хотите видеть своего ребенка (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить)

У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток, поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка (При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу.)

- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!

А чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче, семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры.

Слайд – 4.

Воспитатель. Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.

Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период.

В детстве закладываются основы, создаются предпосылки гармоничной личности.

Одной из главных функций для родителей является их функция по воспитанию детей. Именно от родителей зависит, каким станет будущий ребёнок: добрый или злой, склочный или терпеливый, любящий или равнодушный. Именно в семье формируются все те качества, которые позволят ему на протяжении всей жизни быть Личностью.

Слайд – 5.

Вы, родители, можете дать ребёнку нежность, ласку, любовь, тепло, поддержку, понимание, одобрение, заботу, похвалу, улыбку.

Слайды – 6 – 18.

Воспитатель. Итак, я напомню вам, какие основные стили воспитания мы применяем при воспитании наших детей: 1) авторитарный 2) демократический, 3) попустительский, 4) хаотический, 5) опекающий. Кроме стилей воспитания, выделено огромное количество типов воспитания, но я хочу обратить ваше внимание, только на те типы, которые негативно влияют на психику ребёнка.

Типы воспитания, которых следует избегать: 1) «Кумир семьи», 2) «Гиперопёка», 3) «Гипоопёка», 4) «Ежовые рукавицы», 5) «Повышенная моральная ответственность», 6) «В культе болезни.

1. «Кумир семьи».

Ребенок обожаем, любим

Любая прихоть ребенка – закон

Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты»

Растет капризным, своевольным эгоистом

Освобожден от всех обязанностей

2. «Гиперопека».

Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых

Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем

Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда

Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей

Растет безвольным, трудности в общении

3. «Гипоопека».

Ребенок предоставлен сам себе

Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым

Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания

Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям

4. «Ежовые рукавицы».

Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются

Внушают лишь подчинение

Ребенок не знает, ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь

Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными реакциями протеста

5. «Воспитание по типу повышенной моральной ответственности».

На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для его возраста

Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детях

Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых

6. «Воспитание «в культе болезни».

Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием

Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания

Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им

Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем

Такой ребенок - маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего

Ждет сочувствия и сострадания от всех

С трудом приспосабливается к действительности

Воспитатель. А вы задумайтесь, какой из этих типов используется Вами. Задумайтесь и постарайтесь скорее внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком. Ведь если он сегодня всего лишь на всего росточек, который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых могут появиться черви, уничтожающие их (родителям раздаются памятки с этими типами семейного воспитания) .

Слайд – 19 - 20

Воспитатель. Таким образом, мы с вами немного приоткрыли двери, чтобы подсмотреть, как происходит процесс взаимодействия между родителями и детьми, рассмотрели под своим углом хорошо ли ребёнку рядом с нами, не хуже ли, чем кенгуренку в сумке кенгуру.

Увидели, какая яркая, красивая душа у ребёнка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живёт эта душа ребёнка, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала ещё богаче?

- Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…

Невольно приходят на ум слова Л. Н. Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя! ».

- Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше, но нужно смотреть на себя со стороны и избавляться от своих пороков.

Давайте подведем итог нашей встречи. Мы узнали много нового и важного. Хочется, чтобы вы задумались над вопросами:

- КАКОЙ ТИП ВОСПИТАНИЯ ПРЕОБЛАДАЕТ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ?

- ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ ИЗМЕНИТЬ В ВОСПИТАНИИ СВОЕГО РЕБЕНКА?

И чтобы вопросы эти и ответы невольно оживали в ваших мыслях во время воспитания своих детей.

Слайд – 21.

Рефлексия

- Что полезного почерпнули Вы для себя сегодня?

- Что было самым неожиданным?

- Какие вопросы, пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи?

Слайд – 22.

Обобщая вышесказанное, я предлагаю, в постановление родительского собрания вынести следующее:

1. Родителям принять к сведению информацию, полученную сегодня на собрании.

2. Исключить применение негативных типов воспитания в семье.

3. Уделять больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому на Земле.

У кого есть дополнения? Кто согласен? Кто не согласен?. Единогласно!

Слайд – 23.

На этом родительское собрание можно считать закрытым. Спасибо за внимание. Здоровья Вам и удачи в воспитании Ваших детей!

Обдумать ответы на следующие вопросы: Какой тип воспитания преобладает в вашей семье? Что Вы можете изменить в воспитании своего ребёнка?

Материал родительского собрания представлен в виде презентации «Особенности семейного воспитания» с переходами между слайдами, что позволяет привлечь внимание всех родителей к важности темы собрания и позволяет сделать беседу с родителями более откровенной.

25 марта 2016 в 23:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.