МДБОУ "ЦРР - детский сад №6" Краснодарский край Красноармейский район станица Полтавская
Родительское собрание в ДОУ с участием детейЦели: повышение педагогической культуры родителей, расширение их представлений по вопросам воспитания, развития ребенка в семье и дошкольном учреждении. Задачи: - формировать доверительные и доброжелательные отношения между родителями и детьми, педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями; - способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых; обмен опытом семейного воспитания и традиций; поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями; - содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в жизнедеятельность детского сада. Форма проведения: встреча. План проведения. 1. Открытие родительского собрания: - выступление детей; - вступительное слово ведущего. 2. Практическая часть собрания. 3. Подведение итогов собрания. Принятие решений. Ход мероприятия. 1. Подготовительный этап. 1. Разработка сценария родительского собрания. 2. Оформление приглашения на собрание. 3. Разучивание с детьми стихотворений. 4. Необходимое оборудование и материалы для проведения собрания: -музыкальный центр и аудиокассета; -листы бумаги с предложениями для игры; -воздушные шарики; -почтовый ящик. 1 2. Организационный этап. Пока родители собираются, тихо звучит запись песни: «Взрослые и дети»; стулья расставлены полукругом. 3. Вступительный этап собрания. Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас! Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу. Ведущий: Отвели ребенка в сад- Мама рада, папа рад: Не мешает им никто, делать это, делать то! 1 ребенок: Можно спать до десяти, На прогулку не идти, Нож забыть на видном месте. Выпить кофе граммов двести. 2 ребенок: Можно что-то посмотреть, Кроме «Маша и медведь»! На базар сходить за сыром. И убрать всю-всю квартиру! Ведущий: Час прошел и два и три, Что-то тягостно внутри. Без ребенка в доме пусто, Без ребенка в доме грустно. 3 ребенок: Ну-ка папа, быстро в сад, Возвращай дитя назад! И опять дрожит весь дом… Завтра снова поведем! 4 ребенок: Папа, папа, расскажи, Как сбываются мечты? Как жениться по любви? Как добраться до звезды? 2 Родитель: Как, да как, ну что пристал? Ты еще совсем так мал, Кушай кашку, больше спи, И расти, расти, расти! Ведущий: Идея взаимной ответственности педагогов и родителей получила свое отражение в законе «Об образовании», где прописано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Родители и педагоги партнеры в воспитании ребенка, причем равноправные партнеры. Именно сотрудничество позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях. 4. Практический этап собрания. 1) Решение педагогических ситуаций: Ситуация 1. Пятилетняя девочка, укачивая куклу, подшлепывает ее, раздраженно приговаривая: - Посмей только не спать! Сейчас же закрывай глаза! Воспитатель, заметив это, говорит: - Так с дочкой не обращаются. Лучше приласкай ее, спой песенку. Но девочка не слушает ее, возражает: - А мама всегда так делает, когда маленькая сестренка долго не засыпает. Вопросы: Объясните действия ребенка в игре, основываясь на особенностях, характерных для детей дошкольного возраста. Назовите их. Какую роль в воспитании ребенка играют такие его особенности, как подражательность, стремление быть похожим на близких? Важно подчеркнуть. Маленькие дети обладают большой склонностью к подражанию (повторяет их жесты, подражает их поступкам). Особенно ярко проявляется это в играх детей. Стремление подражать может помочь воспитанию, если ребенок видит возле себя положительные примеры поведения взрослых и сверстников. 3 Но эта же особенность нередко становится причиной отрицательных проявлений, т. к. ребенок дошкольного возраста еще не обладает прочными представлениями, что хорошо, а что плохо. В то же время он совершенно уверен: все, что делают взрослые, - хорошо. Ведь ему так хочется быть большим, походить на близких! Так, как поступают они, всегда для него является примером. Ситуация 2. Слава 5 лет вместе с мамой вошли в кабинет заведующей детским садом. Он впервые поступает в детский сад. Еще в дверях он здоровается и с интересом оглядывается по сторонам. Слава «не слышит» вопросов заведующей, обращенных к нему, он без спроса хватает документы, берет со стола ручку, пытается открыть шкаф, поминутно спрашивает: «Это для чего? », «Зачем это? », «Это чье? » Мать, краснея за поведения сына, рассказывает, что он непослушный, непоседливый. - Построже с ним, пожалуйста, мы часто его наказываем, но никаких результатов. Трудный он у нас! Первое время в детском саду Слава отнимал у детей игрушки, обижал ребят даже старше по возрасту. Воспитателю подчинялся с трудом, оставаясь «глухим» к ее указаниям. Недисциплинированность мальчика плохо влияла на других детей. Пытались делать ему замечания в мягкой форме: - Слава так делать нельзя. Но Слава делал по- своему. Воспитатель, наблюдая за мальчиком, видел, что, когда он занят каким-либо увлекательным делом, меньше шалит, поведение его более уравновешенное. Но без занятий его кипучая энергия проявляется в шалостях. Воспитатель пришел к заключению, для того чтобы нормализовать поведение мальчика, надо, чтобы он был занят целесообразной деятельностью. И в детском саду, и дома Слава теперь постоянно чем-то занят. Воспитатель называет его своим помощником, и он гордится этим званием… 4 Конечно, нормализовалось поведение Славы не сразу, он иногда срывался, обижал других детей. Однако найти меры воздействия на него теперь было уже значительно легче. Если воспитатель говорил ему: «Слава, ведь я считала тебя своим помощником, а какой же ты помощник, если так ведешь себя? », то мальчик обычно притихал… Вопросы: В чем, по вашему мнению, заключалась ошибка родителей в подходе к ребенку? Почему мать считала его трудным? Сравните приемы воздействия на Славу со стороны родителей и воспитателей. На чем основывался подход педагога к ребенку? Важно подчеркнуть. Из приведенного примера видно, насколько важно знать индивидуальные особенности ребенка и, опираясь на них, определить подход к нему. Дети неуравновешенные, у которых процессы возбуждения преобладают над тормозными процессами, отличаются шумливостью, подвижностью, непоседливостью, они чаще всего шаловливы, драчливы, непослушны. Если по отношению к таким детям родители и воспитатели станут применять наказания за неумение себя сдерживать, то у них вырабатывается агрессивность, готовность к отпору, к самозащите. Они легко вступают в конфликты со сверстниками, с родителями, обижают слабых, нарушают установленный порядок. Это те, трудные дети, которые нередко дезорганизуют коллектив. Родители недопонимают, что у таких детей надо тренировать тормозные процессы, формировать волевые черты посредством привлечения ребенка к спокойным играм, занятиям, трудовым поручениям, следить за тем, чтобы они были целесообразно заняты. Часто, выйдя из терпения, они прибегают к наказаниям. В этом-то и заключается их ошибка: особенно вредным воздействием на детей являются частые наказания, ограничивающие их свободу, активность. Наказания перегружают и без того слабый тормозной процесс и лишь усиливают возбудимость ребенка. 5 Ситуация 3. Пришла мама в детский сад за шестилетней Мариной. Девочка, выбежав ей навстречу, всматривается в ее лицо: какое у нее сегодня настроение? Мама улыбается, и Марина здесь же в приемной выкладывает все события в группе за день. Да и по дороге есть о чем поговорить. Иногда у мамы усталое лицо. В таком случае лучше помолчать… Изредка Марина видит на лице мамы строгость, недовольство. Это очень серьезное обстоятельство: дочери предстоит отчитываться за свое поведение. А сегодня мамино лицо радостное, и Марина тут же догадывается: - Наверное, папа приехал из командировки? - Почему ты так думаешь? - У тебя в глазах лукавочки бегают. Хочешь сюрприз мне сделать. - Ну что ж поделать – сюрприз не удался! Угадала. Папа ждет нас возле детского сада. Вопросы: О чем свидетельствуют реакции ребенка? Какие выводы следует сделать для себя взрослым? Проанализируйте, как реагирует ваш ребенок на ваше настроение. (Приведите примеры) Важно подчеркнуть. Дети присматриваются к нам, взрослым, они обладают необыкновенной способностью распознавать наше настроение и заражаться им; чутко улавливают, как мы относимся к ним: готовы ли уступать или потребовать проявления к ним снисходительности, непреклонны, раздражены или благодушно настроены. Ведущий: К сожалению не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству. Всем родителям необходимы педагогические знания, ведь с рождением ребенка, они вынуждены овладевать профессией воспитателя. Родителям следует сообщать не только педагогические знания, стимулировать их интерес к проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию. И главной тенденцией в этом следует считать обучение родителей самостоятельному решению жизненных задач. 6 2) Упражнение (игра) «Закончи предложение». Возьмите, пожалуйста, по листочку бумаги, внимательно прочитайте и в свободное место закончите предложение одним или несколькими словами. 1. Ребенка постоянно критикуют, он учится (ненавидеть) . 2. Ребенок живет во вражде, он учится (быть агрессивным) . 3. Ребенок живет в упреках, он учится (жить с чувством вины) . 4. Ребенок живет в терпимости, он учится (понимать других) . 5. Ребенка хвалят, он учится (быть благодарным) . 6. Ребенок растет в честности, он учится (быть справедливым) . 7. Ребенок растет в безопасности, он учится (верить в людей) . 8. Ребенка поддерживают, он учится (ценить себя) . 9. Ребенка высмеивают, он учится (быть замкнутым) . 10. Живет в понимании и дружбе, он учится (находить любовь в мире) . 11. Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать (что ребенок такой же равноправный человек) 12. Если ребенок провинился (определить причину) 13. Если ребенок капризничает, тем самым выводит меня из себя, я… (оставляю ребенка наедине с собой, чтобы подумал над своим поведе- нием) Ведущий: А теперь давайте отдохнем и поиграем. 3) Психологическая игра – рекомендация «Рассерженные шарики» Я вас научу посредством этой игры формировать способы отреагирования гнева, обучу приемам саморегуляции эмоциональных состояний, а вы обучите этому своих детей. Родители встают в круг (они дети). Ведущий – это мама – предлагает детям научиться злиться, никого при этом не обижая. Для этого каждому ребенку предлагает надуть воздушный шарик и удерживать его в руках, чтобы он не сдувался. «Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – 7 это ваша злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит). Попробуйте отпустить его и проследить за ним. Вы видите, что шарики мечутся по комнате, они стали совершенно неуправляемыми. Так бывает и с человеком – когда он злиться, может совершать поступки, не контролируя себя. Надуйте теперь другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями». 17 марта 2016 в 12:11
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.