МДБОУ "ЦРР - детский сад №6" Краснодарский край Красноармейский район станица Полтавская
Круглый стол с родителями «Воспитание культуры поведения у дошкольников»Цель: Привлечение внимания родителей к вопросу воспитания культуры поведения у дошкольников. Материалы: фишки красного, желтого, синего цветов; листочки бумаги; ручки; Ход мероприятия: -В толковом словаре под редакцией С. И. Ожегова сказано, что воспитанный человек — это человек, который умеет хорошо вести себя. Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим, людям и к самому себе начинается в детстве. Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Об этом и пойдёт сегодня разговор. И надеемся, что вместе мы найдём ответы на многие вопросы. А. С. Макаренко писал: "Наши дети это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми» -А сейчас мы предлагаем вам, как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах. -Если ребёнок выполняет данное правило, то вы кладёте на стол фишку красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно – жёлтого цвета; если не выполняет совсем - синего цвета: • Ребёнок умеет мыть руки, причём моет их всегда перед едой, после посещения туалета. Умеет вытираться развёрнутым полотенцем. • Аккуратно складывает одежду. • Всегда пользуется носовым платком по мере необходимости. Зевает и высмаркивается бесшумно. • Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за оказанную помощь. • Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины. • Не указывает пальцем на окружающих, на предметы. • Не вмешивается в разговор без надобности. • При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания». • Не бросает на улице, в помещении бумажки, обёртки и т. д. • Не говорит матерных слов. • Умеет дружно играть с другими детьми. • Не капризничает, не выражает свои требования криком. • Не дерется с другими детьми. • Соблюдает правила поведения в гостях, в общественных местах. -Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу и упражнения. -А теперь рассмотрим некоторые ситуации: 1.Мама забирает ребёнка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребёнок, заглядывая в группу, говорит до свидания. И мама с ребёнком отправляются домой. Вопросы: - Как вы думаете, всё ли правильно было сделано со стороны привития ребёнку правил культуры поведения? - Как бы сами поступили в такой ситуации? (высказывания родителей) Обобщение: -Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение. Важен пример взрослых - сотрудников детского сада и родителей. Их приветливость и доброжелательность передаются детям. 2. Две мамы разговаривают: Привет, как жизнь? - Нормально. А ты не торопишься? - Нет, а куда торопиться, я с ребёнком гуляю, по магазинам ходим (ребёнок перебивая, дёргает мать за рукав). Мама, смотри, какой у мальчика пистолет, купи мне такой же. - Не суйся, когда взрослые разговаривают. - Ой, я вчера была в магазине, такой выбор посуды, чуть не купила. Ребёнок: Ты мне скажи, купишь пистолет? Ну, скажи, купишь? - Отстань, дай спокойно поговорить, надоел. Так вот, а на базаре чего только нет. Ребёнок: Ну, пойдём в магазин скорее, я хочу пистолет. - Что за ребёнок! минуту постоять не может, поговорить не даёт. Вопросы: - Были ли ошибки в поведении матери? Какие? - Как вы поступаете, когда ребёнок вмешивается в разговор? (высказывания родителей) Обобщение: -Если ребёнок перебивает взрослого, влезает в разговор, это может означать: он не умеет слушать; проявляет агрессию к тому, кого перебивает; хочет обратить на себя внимание (являясь центром семейной вселенной) ; не обладает достаточным запасом терпения; не дополучает родительского внимания (один из симптомов гиперактивности) . - Каким образом воспитать у детей культуру поведения? (высказывания родителей) -При воспитании ребенка следует помнить о некоторых особенностях дошкольного возраста: • Неустойчивость навыков и привычек • Неточность выполнения правил поведения • Недостаточная осознанность своих поступков • Подражательность -Дело решается не созерцанием положительного примера, а такой организацией жизни детей, при которой их побуждают совершать надлежащие действия, поступки. Многократные упражнения способствуют выработке привычки здороваться, прощаться, благодарить, осваивать определённые нормы поведения. Важно упражнять детей в нравственных действиях, поступках, используя при этом естественные жизненные ситуации и создавая специальные условия, побуждающие к таким поступкам. Постепенно накапливаясь, опыт нравственных привычек определит культуру поведения ребенка -А теперь тест «Детей воспитывают родители. А родителей? » -Внимательно прослушайте предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себе как о воспитателе, поможет сделать выводы относительно проблем воспитания. Считайте только количества ответов «могу». Можете ли вы: - В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком? - Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст? - Признаться ребёнку в своей ошибке, совершённой по отношению к нему? - Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты? - Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя? - Поставить себя на место ребёнка? - Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, предоставляющий вас в невыгодном свете? - Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка? - Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение? - Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз? - Если бы придумали робота-воспитателя способного воспитывать идеально. Захотели бы вы его себе купить? - Можете ли вы требовать от ребёнка то, что сами иногда не выполняете? Если вы на 7-12 вопросов ответили «могу» -это значит, что ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением. Следите за постоянной линией поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты. Если вы ответили «Могу» на 5-7 вопросов – забота о ребёнке для вас вопрос важный. Вы имеете способности воспитателя, но на практике их применяете непоследовательно. Порой вы очень строги, или же чересчур добры. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка. Если вы ответили «Могу» на 1-4 вопроса – У вас серьёзная проблема с воспитанием ребёнка. Вам не достаёт либо знаний, либо желания, стремления сделать ребёнка культурной личностью. Советуем обратиться к психологам, специальной литературе. -Воспитание именно в семье - это основа основ. Все остальное: садик, школа, институт, окружение - дополнительная шлифовка, не более. Личный пример родителей - это основное условие воспитания. Что ребенок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесет во взрослую жизнь. Надо помнить, что ребенок еще не знает правил, поэтому ему необходимо подробно и не один раз объяснить. Затем, конечно, учитывая, что маленький ребенок очень эмоционален, формировать у него положительное отношение к правилам. Это можно сделать с помощью бесед о правилах, чтением маленьких рассказов, где герои ведут себя неправильно, и обсуждением прочитанного. Ну и, конечно, самое главное, самим взрослым вести себя правильно. Тогда ребенок, подражая взрослому во всем, будет ему подражать и в правильном поведении. -Одним из важных условий воспитания культуры поведения ребёнка является единство требований взрослых к ребёнку. На первый взгляд достичь её несложно, но реалии современно жизни на каждом шагу показывают, например, что в детском саду требования одни, у мамы – другие, а бабушка может позволить себе третьи. Воспитан ли мой ребёнок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли ему чуткость, внимательность, предупредительность? На эти вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы и зависеть он будет от нашего желания и умения. Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы понять наших детей к высотам культуры поведения. 17 марта 2016 в 12:00
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.